Об истории мыса Кюренниеми. Часть вторая

Дорогие друзья, мы продолжаем цикл исторических публикаций о мысе Кюренниеми, где в будущем силами Ленинградского отделения Всероссийского общества охраны природы и комитетов-партнеров будет обустроена особо охраняемая природная территория с туристическими тропами и необходимой инфраструктурой. Об истории этих мест нам рассказывает писатель-краевед Евгений Балашов.

Об истории мыса Кюренниеми. Часть первая

Начиная с XIV века Выборгские земли неоднократно подвергались опустошительным войнам, в результате которых деревни оказывались полностью разоренными. В 1338 г. поход новгородцев на Выборг сопровождался актами возмездия, о которых шведские документы лаконично повествуют так: «русские жгли имущество и убивали скот». Описывая ужасы, творящиеся во время Выборгского похода московитов в 1495 г., епископ Мауну Сяркилахти отмечает, что «горы и холмы могли бы сдвинуться со своих мест, глядя на то, как убивают мужчин, ни в чем неповинных детей и женщин, и все нещадно сжигают». В 1571 г. войско Ивана Грозного нанесло столь серьезный ущерб приграничным территориям, что в позднейших налоговых списках упоминание о деревне Куолемаярви вообще отсутствует. Когда населению удавалось избежать свирепствующих повсеместно убийств и пожарищ, то по следам нанесенного войнами разорения к ним приходили нищета, болезни и голод. К этому добавлялись непомерные налоги, принудительные наборы в шведское войско, самоуправство собственной армии, долгое скитание по лесам и потайным убежищам. Следует отметить, что не меньшей жестокостью отличались и действия шведской армии на захваченных русских землях в многочисленных войнах XV–XVI вв.

Об истории мыса Кюренниеми. Часть вторая

В середине XVI века в Швеции происходит реформация, на смену католицизма приходит лютеранское вероучение и Нюкиркский кирхшпиль (Уусикиркко) обретает нового пастора, несущего Слово Божие уже на финском языке. Не позднее 1619 г. в составе Нюкиркского кирхшпиля возникает капелланство Куолемаярви. Епископом Выборгской губернии тогда был Олави Элимаэс, целью программы которого являлось упрочение лютеранской религии в Карелии, а, следовательно, и создание новых церковных общин. По его инициативе в Куолемаярви строится деревянная церковь, вокруг которой образуется собственный приход. В конце ХVII века помимо сельского хозяйства здесь начинала развиваться и местная промышленность.

Название Куолемаярви буквально переводится на русский язык как «озеро Смерти». Происхождение этого мрачно звучащего имени на протяжении длительного времени занимало мысли местных жителей. В первый период деятельности общины и муниципалитета обсуждался даже вопрос об официальном переименовании волости. Но историческое имя все же решили сохранить таким, каким оно возникло в далеком прошлом с содержащейся в нем тайной, не открытой наверняка еще никому. Поскольку разгадки происхождения названия наука дать не могла, то на протяжении долгого времени среди местного населения возникало множество попыток объяснить ее легендами.

Продолжение следует…